Графика: эскизы монументальных росписей XIX – XX веков

С 1 декабря 2016 г. по 14 мая 2017 г. Третьяковская галерея откроет свои запасники для представления великолепных образцов монументальной живописи. В уникальной коллекции эскизы крупнейших храмовых и светских ансамблей XIX — начала XX века. В распоряжении Галереи имеются эскизы неизвестных росписей, а также материалы несохранившихся и нереализованных проектов, многие из которых экспонируются впервые.
Эскизы монументальных росписей - один из интереснейших жанров графики и является разновидностью монументального искусства, т.е. живописи на архитектурных сооружениях. С развитием градостроительства росло значение архитектуры, наполняясь эстетическим и смысловым содержанием. Эти функции возлагались в том числе и на монументальную живопись. В осуществлении мероприятий принимали участие знаменитые художники, разрабатывались сложные графические композиции. Такие проекты со временем становятся документальными свидетельствами эпохи, достойными внимания историков, архитекторов и искусствоведов.
Открывается выставка работами русского художника, академика и яркого представителя академизма Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы". Амбициозный проект должен был включать пятисот сюжетов на тему духовной истории человечества. Двести акварелей позволят почувствовать невероятный размах замысла и мастерство акварельной техники художника, чьи идеи не были воплощены в жизнь, но стали уникальным художественным явлением.
Прекрасным образцом оформления храмовых ансамблей стала работа над внутренним убранством Исаакиевского собора замечательного художественного коллектива под руководством В.К.Шебуева. Росписи собора представляют собой знаменитую русскую традицию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.
Попытка применить научный подход к возрождению национальной традиции отражена на примере Владимирского собора в Киеве. Программа росписей создана историком искусства, археологом А.В.Праховым; главным художником, определившим облик храма, был В.М.Васнецов; а важнейшей интригой проекта стало приглашение М.А.Врубеля.
Специальный раздел посвящен интерьерам частных и общественных зданий. Стремление к созданию идеального пространства обнаруживается в работах многих выдающихся художников рубежа 19-20 вв.: например, в эскизах В.А.Серова для столовой дома Носовых; проектах М.А.Врубеля для особняков семьи Морозовых; цикле эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской и др.
Завершает выставку уникальная подборка материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве, который представлял собой финал русской дореволюционной идеи, по счастью, воплощенной в жизнь уже при советской власти.
Подробности об экспозиции читайте на официальном сайте Государственной Третьяковской Галереи.
Фото: Врубель Михаил Александрович. Хождение по водам. 1890 г. Эскиз стенной росписи. Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, итальянский карандаш. Размер 59 х 65. Собрание Государственной Третьяковской галереи.