Русский портрет: по страницам ранней истории
Зарождение и развитие портретного жанра играет важную роль в истории русской живописи. Большой пласт ранней истории портрета на Руси связан с иконописными истоками, и лишь во 2 половине XVII века происходит решительный переход от иконописных канонов к светскому портрету.
Продать картину портретного жанра, написанную художниками в конце XVII века, частные коллекционеры принимают решение нечасто.
И каждый раз появление таких полотен в антикварных магазинах или на крупных торгах является по-настоящему знаковым событием на современном антикварном рынке.
В ранний период своего развития русская живопись формировалась в соответствии с принципами религиозного средневекового мировоззрения.
Люди на портретах художников были лишены индивидуальности, изображаясь в некоем возвышенном состоянии.
Портрет был каноничным, а человек на нем рассматривался как носитель определенного статуса в феодальной иерархии.
Одно из ранних изображений портретного жанра относится к 1073 году – это миниатюра с портретами Святослава Ярославича и членов его семьи.
Среди ранних портретов XV века – шитая пелена Сергея Радонежского, икона «Молящиеся новгородцы» с изображением в нижней части группы светских лиц.
Предшественниками классической живописи светского портрета были парсуны – портретные изображения знати в иконописном стиле.
Но только с эпохой Петра I художники начали перенимать новые художественные средства изображения у западных коллег.
В это время мастера активно изучают приемы наложения света и тени, в картинах появляется прямая перспектива, что позволяет придать изображению глубину и объем.
Портрет становится более выразительным, в нем появляются индивидуальные черты, происходит отход от религиозных канонов.
Фото: Дочери Ярослава Мудрого. Фреска из Собора Святой Софии, Киев.