Русские традиции: иконопись Палеха

Название села Палех известно сегодня, прежде всего, в контексте традиций миниатюрной живописи, которая начала формироваться на основе самобытной иконописи. Мастера работали в уникальном палехском стиле, сложившемся под влиянием новгородской, строгановской и московской художественных школ.
Изначально иконописная роспись Палеха была каноничной, однако со временем художники создали свой узнаваемый почерк, который приобрел известность не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Неповторимый стиль икон Палеха отличался подробной мелкой детализацией, особой цветовой палитрой, наличием сияющих золотом фонов.
Линии письма были плавными и мягкими, а оттенки – сдержанными.
Цвет словно струился с полотна, наполняя пространство мерцающим струящимся светом божественной благодати.
Писали иконы темперой собственного изготовления на основе яичного желтка.
Особый состав краски позволял добиться неповторимой светоносности и устойчивости.
Кисти для работы также изготавливали самостоятельно из самого кончика беличьего хвоста – только с их помощью мастера могли с филигранной точностью передать мельчайшие элементы изображения.
В середине XVII века слава о живописных иконах Палеха дошла до русской столицы, и мастеров пригласили в Москву, где они сделали выдающиеся росписи Грановитой палаты Кремля, Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
Своего расцвета русская живопись палехских иконописцев достигла в XVIII-начале XIX веков, но с приходом новой революционной власти мастера вынуждены были искать новые способы воплощения своего оригинального стиля.
Антикварная роспись на предметах прикладного назначения – шкатулках и ларцах – объединила в себе исконное, народное славянское мировоззрение, выраженное в особой гармонии формы и смысла.
Фото. Фрагмент. Икона. Палех. Чудо Георгия о змие Середина XVIII в. Дерево, левкас, яичная темпера, золото.