Из истории медальерного искусства

Медальерное искусство представляет собой особый вид пластического искусства по созданию медалей, орденов, значков и знаков отличия при помощи гравирования штемпелей для чеканки или лепки форм для отливки (при изготовлении старинных медалей в древности и Средневековье).
В качестве материалов для чеканки использовали золото, серебро, медь и другие пластичные, но твердые металлы, позволяющие обеспечить четкую передачу смысловой концепции с возможностью мелкой детализацией.
В этом искусстве не случайно распространены символы и эмблемы.
Это объясняется необходимостью вмещать на ограниченной площади старинных знаков, медалей и орденов емкое смысловое содержание без нарушения гармонии.
Впервые медальерное искусство возникло еще в Древней Греции и Древнем Риме, где достигло высокого художественного уровня.
На протяжении всей истории это искусство переживало периоды взлетов и падений.
О нём полностью забывали, затем вновь начиналось его возрождение.
В Древней Руси искусство изготовления объемных рельефных медалей и знаков было позабыто после XI века и вновь возрождено уже в период правления Петра I.
Большую редкость сегодня представляют царские ордена и медали, которые были изготовлены иностранными специалистами.
Позже стали появляться и знаменитые русские имена мастеров, которые создавали памятные медали и военные ордена в периоды правления Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
Традиционная технология создания знаков отличия и старинных орденов предполагала лепку восковой модели изделия по эскизу, с которой затем делался гипсовый слепок, а уже с него – отливка выпуклой модели из «жесткого чугуна».
С такой модели делали матрицу из стали – маточник, а уже с него – непосредственно штемпель для чеканки.
Такой сложный алгоритм просуществовал вплоть до конца XX столетия.
Фото: Медаль в память Бородинской битвы (1812) по модели Ф. П. Толстого. Медь, чеканка. 1830-е гг. Аверс.