История книжного переплета

Сегодня мы понимаем переплет как твердое покрытие книги, которое не только объединяет ее листы вместе и защищает книжный блок от повреждений, но и также служит важным элементом художественного оформления издания.
Сохранность, оригинальность и художественная ценность переплета старинных книг является одним из факторов, определяющих ее стоимость.
Первые переплеты появились во II-III в.в. н.э., когда папирусным свиткам пришли на смену пергаментные книги-кодексы.
Самые ранние формы этих рукописных книг, состоящие из одной тетради, уже имели переплет, который изготавливался из папируса, склеенного в несколько слоев и обтянутого сверху кожей.
Полностью кодексы вытеснили пергаментные свитки к IV веку, именно тогда складываются традиции переплета, которые затем получили свое развитие в средневековье.
В средние века и последующий период Ренессанса появились оригинальные и необычные формы переплета, облегчающие путешествие с книгой и оберегающие ее при транспортировке.
Многие старопечатные книги можно было складывать и носить на поясе. Также были очень актуальны переплеты-мешки и книги с переплетами, которые имели напуск с защитными клапанами.
Первые издательские переплеты появились в конце XV века – это были обложки к брошюрам, выпускаемым в Аугсбруге и Венеции.
Эти единичные редкие издания имели переплет с орнаментом, отпечатанным с помощью ксилографского метода.
В XVI веке начали впервые переплетать партии книг, выпущенных отдельным тиражом, а в XVII столетии появились первые переплеты с одинаковым оформлением.
Но купить старинные книги в переплете издательств стало возможно только в конце XVIII-начале XIX веков.
Это были по большей части издания типа брошюр, календарные и подписные издания.
Широкий спрос на книги с издательским переплетом возник к середине XIX века, когда появились новые технические и технологические возможности для изготовления переплета изданий в больших тиражах.
Издатели активно приглашали к сотрудничеству иллюстраторов, чтобы подчеркнуть единство содержания книги и ее обложки и сделать издание максимально выразительным не только по содержанию, но и по форме.