Агитационный фарфор СССР на рынке антиквариата
Первые годы советской власти ознаменованы появлением новых направлений в прикладном искусстве, в частности – агитационного фарфора, который сегодня не нуждается в представлении. Фарфор раннего СССР с революционными агитационными лозунгами являлся частью плана монументальной пропаганды, выдвинутого Лениным.
Агитационные работы данного направления создавались на Государственном фарфоровом заводе талантливыми художниками начала ХХ века – С. Чехониным, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Адамович, З.Кобылецкая, В. Тимарёв, Р.Вильдо и многими другими.
Первый агитационный фарфор в основном создавался для участия на международных выставках и практически весь оседал в частных фондах коллекционеров, но в дальнейшем планировалось наладить массовый выпуск изделий.
Сегодня посуда с агитационными лозунгами рожденной в 1917 году страны Советов является дорогостоящим фарфоровым антиквариатом.
Художественный старый фарфор первых лет советской власти, безусловно, являлся произведением искусства, что было отмечено на выставках и конкурсах во многих странах Европы - Лондоне, Париже, Берлине, Милане, Брюсселе.
Фарфоровая посуда была высоко оценена зарубежными экспертами и названа принципиально новым видом «пролетарского искусства». К сожалению, в широкие массы фарфор так и не вышел, однако бурный интерес на антикварном рынке он вызвал уже среди современников.
В 20-х годах много художественного фарфора с агитационными лозунгами было продано с молотка зарубежным коллекционерам, которые активно торговались, в результате чего цена взлетала вдвое и больше. Так новый вид искусства стал еще и новой статьей дохода молодого государства.
Сегодня агитационный фарфор первых лет Советской власти считается раритетной редкостью, так как выпущен он был ограниченными тиражами и почти весь разошелся по частным коллекциям.
Фото: из пресс-релиза ИФЗ от марта 2017 г. в издательском доме «ТЕЛИНФО»